Борьба со стрессом

Причины стресса: классификация, симптомы и модели реагирования

человек ощущает стресс

Стресс в психологии – совокупность физических и психологических реакций человека, вызванные раздражающим негативным действием слабой, средней силы и очень сильной степени. В медицинской энциклопедии описаны четыре основные причины, вызывающие развитие эмоционального стресса и психического напряжения, к ним относятся:

  1. Хронические психоэмоциональные перегрузки – положительные и отрицательные.
  2. Кратковременные нервные потрясения.
  3. Воздействие физического характера: механические повреждения, связанные с нападениями,катаклизмами, несчастными случаями.
  4. Информационная перегрузка. Развитие негативной эмоциональной реакции на переизбыток информации.

В 1936 году австро-венгерский доктор наук Ганс Селье, лауреат нобелевской премии, опубликовал статью о синдроме, вызываемом разными повреждающими агентами. Позже он выделил 6 теорий возникновения и развития стресса, описал их симптомы. Ввёл такие понятия как дистресс – длительный, вредоносный фактор и эустресс (полезный), развивающий адаптационные возможности человеческого организма.

Модели, причины развития нервного стресса – классификация Ганса Селье

  1. Конституционально-генетический фактор. Человек не может регулировать психические реакции организма и контролировать адаптационную реакцию, определенную генетически.
  2. Предрасположенность, склонность к развитию неблагоприятных эмоциональных реакций. Вызваны взаимодействием нескольких факторов: экологии, места обитания, влияния сильного стрессового события.
  3. Психодинамический фактор – становится заметный после продолжительной по времени тревоги, агрессии, любого подавляемого негативного чувства, эмоции.
  4. Междисциплинарный фактор. Характеризуется комплексным развитием нарушений поведенческих, психических, физиологических процессов. Возникает в результате стимулирования тревожного состояния.
  5. Интегративный фактор. Внезапное появление проблемы, последующие поиски конструктивного решения или невозможность избавиться от причины, вызывающей дискомфорт. От силы воздействия зависит скорость развития защитной или агрессивной реакции человека.

Ганс Селье считал, что некоторые воздействия на организм вызывают развитие приспособленческих реакций. Примером могут послужить регулярные или спорадичные интенсивные тренировки, профессиональный спорт. В 1970-х годах российские доктора медицинских наук (Гаркави Л.Х., Уколова М.А., Квакина Е.Б.) выяснили, что патологической считается реакция на раздражители средней и чрезвычайно сильной степени воздействия. Непродолжительные раздражители психоэмоциональные, физические – развивают стрессоустойчивость, адаптационные возможности человека.

Каковы негативные реакции, вызванные эмоциональными нагрузками?

  • Основной признак – навязчивые, длительные головные боли, изредка мигрени.
  • Симптом ухудшения зрения, нарушения зрительной функции.
  • Развивается нарушение пищеварения, спазмы желудке, кишечнике, вызванные нервными переживаниями.
  • Некачественный сон, раздражительность, приступы агрессии так же являются признаками нервной перевозбуждённости.
  • Повышение артериального давления.

Механическое раздражение можно разделить на две подгруппы: спровоцированные самостоятельно и непредвиденные внезапные обстоятельства. Источник воздействия, регулирующий интенсивность, определяет ответную реакцию организма – она, соответственно, будет разной степени выраженности.

Польза кратковременного эустресса

Искусственно созданные ситуации, как туристика, спортивные тренинги, организованные самостоятельно психически здоровыми людьми, считаются полезными, за ними следует:

  • Улучшение иммунитета, тренировка сердечно сосудистой системы.
  • Ускорение кровообращения, мозговой деятельности.
  • Вызывают выброс адреналина, β-эндорфина, пролактина и тироксина.

Данные гормоны вызывают ответную реакцию на раздражитель, мобилизируют резервные возможности нервной системы. Полезны тем, что приводят в нужный тонус, пробуждают и возвращают активную жизнедеятельность.

Последствия сильного негативного влияния:

  • Посттравматический шок, перемена характера.
  • Развитие фобий, навязчивых страхов и мыслей, раздражительность.
  • Длительный восстановительный период.

Хронические эмоционально утомляющие факторы носят название дистресса. Могут развиваться в течение длительного временного периода 5-7 лет, являются причиной психического истощения, так как ситуация не прекращается, а необходимой передышки не наступает. Видимыми симптомы эмоционального перенапряжения становятся, когда нервная система перестаёт справляться с негативной нагрузкой.

4 стадии хронического нервного перенапряжения, система оценки:

Описанные стадии актуальны исключительно для сильных и очень сильных негативных воздействий.

  1. Начальный стресс – появление, развитие тревожности. Последствия становятся заметны после изменения поведения, небольших нарушений функционирования вегето-сосудистой системы. Человек не сконцентрирован, не успевает совершать занятия по графику.
    Появляются жалобы на приступы учащённого сердцебиения, головные боли, лёгкое головокружение, небольшие расстройства пищеварения. Усталость глаз, вызванная психической нагрузкой, является первым симптомом, что необходим отдых. Неквалифицированная самопомощь является причиной усугубления ситуации.
  2. Этап оказания отпора, зависит от резервных запасов организма. Устойчивая психика и крепкие нервы продлят период. Если человек вовремя определит негативную причину, устранит её – возможен быстрый переход к нормальному состоянию.
    Основные негативные черты: раздражительность, периодическая агрессивность, быстрая утомляемость. Длительный период засыпания (перисомнический симптом), частое пробуждение (интрасомническое нарушение). Раздражительность, слезливость, эмоциональная лабильность.
  3. Стадия декомпенсации. Появление психосоматических заболеваний, вызванных истощением ресурсов психики.
    Патологические процессы могут прогрессировать после устранения источника стресса. Требуется помощь психолога, узких специалистов, так как изменения происходят на морфологическом (тканевом) уровне. Психосоматические болезни, вызванные реакцией на стресс: язва желудка, 12-ти перстной кишки, диабет, астма, полиартрит, симптоматическая гипертензия, ишемическая болезнь сердца, стенокардия.
  4. Этап характеризуется угнетением, апатией, отчуждением от реальности. Развивается фактор депрессии, неадекватная оценка ситуации, состояния. Могут появиться неизлечимые заболевания, в том числе онкологические.
    Целесообразно лечение, систематическое медицинское наблюдение. Желательно восстановительный период провести в санаторно-курортном учреждении.

Причины, классификация стресса для разных возрастных групп

Дошкольный и школьный возраст:

  • Неблагоприятная ситуация в семье затянувшегося характера. Плохие условия проживания, фактор алкоголизма, наркомании родителей.
  • Низкий уровень образованности в сфере здоровья ребёнка, незнание основ воспитательного процесса.
  • Систематическое некачественное питание, вызывающее дефицит внимания.
  • Хронические болезни свои или другого человека. Внутренние негативные переживания способны повысить расход психической энергии.

Причины, вызывающие стресс у людей, чей возраст 18-55 лет:

  • Профессиональное выгорание на рабочем месте – отдельный термин, объясняющий полное исчерпание мотивации при выполнении должностных обязанностей. Проявляется хронической усталостью, безразличием, спонтанной агрессией. Развивается длительный период, наступает к 40-45 годам.
  • Коммунально-бытовые факторы. Тяжелобольные родственники, требующие систематического ухода.
  • Длительная неудовлетворённость качеством жизни, нерешенными личностными проблемами.
  • Болезни, гормонотерапия, травмы, длительный период реабилитации.
  • Фактор созависимости (проактивной поддержки) алкоголиков, наркоманов, игроманов.

Стрессоры периода поздней зрелости – возраст 55-70 лет

Причины бывают те же, но люди уже обладают некоторыми систематизированными техниками стрессоустойчивости.

Специфика группы:

  • Гормональная перестройка, может привлечь неприятности со здоровьем, иногда серьёзные.
  • Невостребованность, отсутствие работы при сохранности организма, психологической молодости личности.

Точно определить причины и стадии патологического процесса можно при помощи таблиц-опросников. По бальной системе проводится анализ интенсивности переживаемой тревоги. Испытуемому предлагается ответить на 40 вопросов, определяющих стадию – она может колебаться от начальной до острой. Шкала Спилбергера-Ханина является наиболее показательной для выявления причин, первых признаков тревожности.

Особенности нервного стресса в детском возрасте

Галина Гуровец, детский психолог, в книге «Детская невропатология» описала главные принципы взаимодействия с эмоционально нестабильными детьми, тактику поведения, воспитания. Способы обследования нервной системы детей, страдающих психоэмоциональными отклонениями. Группа негативных симптомов должна насторожить родителей, если их возраст детей находится в диапазоне от 2-х до 7 лет:

  • Длительная раздражительность, несговорчивость, слезливость.
  • Возникновение страхов, нарушения сна, головные боли.
  • Развитие фактора гиперактивности или заторможенности, агрессивности. Продолжительное плохое настроение от 3-х дней.
  • Стрессор может привести к синдрому дефицита внимания, плохой способности удержания концентрации.

Вызванные реакции появляются под длительным воздействием хронических раздражающих факторов. Целесообразно использовать услуги детского психолога, следовать полученным рекомендациям.

Способы развития стрессоустойчивости у детей

  1. Сосредоточить внимание на систематическом физическом, умственном развитии с годовалого возраста, ненавязчивое прослушивание спокойной музыки.
  2. Во время длительных и кратковременных стрессовых воздействий научить переключать внимание на ощущения в теле. Не концентрироваться на психо-эмоциональных переживаниях.
  3. Препятствовать в самостоятельном просмотре интернета, злоупотреблением агрессивными, бесполезными играми, тормозящими умственное развитие.
  4. Приучить рисовать, не оценивать работу вслух. Сработает фактор наблюдения и оценки, контроля проявлений внутренней психической деятельности.
  5. Развивать эмоционально: проговаривать, обсуждать причины стресса, если ребёнок показывает готовность слушать, выполнять рекомендуемые советы.

Причины стресса дошкольного, раннего школьного возраста:

  • Фактор плохой социальной адаптации является причиной многих проблем нервной системы. Развивается неспособность верно интерпретировать различные проявления настроения сверстников, взрослых.
  • Длительное эмоциональное переживание, потеря близкого человека, друга, предмета.
  • Высокая информационная загруженность, перегрузка нервной системы, несоответствие периода отдыха и нагрузки.
  • Дефицит внимания, уделяемого взрослыми, негативная обстановка в семье.
  • Длительные болезни, плохое питание.

Регулярная профилактика появления стресса главным образом включает понимание важности: практики вербального общения со взрослыми, ровесниками. Эмоциональный, тактильный контакт – обнимать, целовать ребёнка.

Механизм развития стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности

Включает длительную системную тренировку и отдых для нервной системы, организма в целом, предотвращает болезни, вызванные стрессом:

  1. Ограничивать информационный поток.
  2. Научиться систематическому психо-эмоциональному отдыху, блокировать негативные мысли.
  3. Обязательно научиться распределять рационально свободное, рабочее время. Вести списки, расписания.
  4. Развивать техники снятия нервного стресса: йога, медитации, подобрать подходящий спорт.
  5. Выяснение хронической причины, вызывающей длительную негативную ответную реакцию нервной системы. Устранить её по возможности.

Умение противостоять негативному эмоциональному заражению – важно для предотвращения отрицательного воздействия на психику. Эмоциональное заражение – это явление быстрой передачи психического состояния человека-донора в обществе, изредка систематического характера.

Степень заразности регулируется вступлением или избеганием близкого контакта. Пример – отрицательная эмоциональная реакция покупателя в магазине. Стрессоустойчивость возможностью психики правильно реагировать на раздражитель, или уходит от его воздействия. Психологические тесты помогут правильно оценить уровень эмоциональности, тревожности, состояние нервной системы, принять меры по устранению источника дестабилизирующих переживаний.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *